Метод обучения – это способ организации совместной деятельности учителя и учащихся по достижению целей обучения.
Методический прием - составная часть метода обучения, его элемент, отдельный шаг в реализации метода обучения. При обучении информатике применяются, в основном, такие же методы обучения, как и для других школьных предметов, имея, однако, свою специфику.
Каждый метод обучения
реализуется через сочетание определенных дидактических приемов, в различных
формах и с помощью различных средств обучения.
Каждый из методов успешно решает лишь какие‐то одни определенные задачи
обучения, а другие – менее успешно. Универсальных методов не существует,
поэтому на уроке должны применяться разнообразные методы и их сочетание.
Многообразие методических
приемов не позволяет их классифицировать, однако можно выделить приемы, которые
достаточно часто используются в работе учителя информатики. Например:
- показ (наглядного объекта в натуре, на плакате или экране компьютера, практического действия, умственного действия и др.);
- постановка вопроса, выдача задания;
- инструктаж;
- творческие задания;
- мини-проекты;
- нестандартные задачи, вариативные задачи и др.
На уроках мы проводим ИНТРЕНИНГ – решаем задачи с неполным условием.
Задачи
с неполным условием адекватно моделируют процесс исследования
(задача следователя) и учат:
•
задавать вопросы;
•
работать с прямой и косвенной информацией;
•
оптимально сужать область поиска;
•
использовать несущественные на первый
взгляд данные (развитие интуиции);
•
осознавать одинаковую ценность как
положительных, так и отрицательных ответов;
•
элементам мозгового штурма.
Примеры:
•
Голова как у кошки, хвост как у кошки, но
не кошка. Кто это?
•
Профессор Квибл прославился демонстрацией
удивительного опыта: он ставил в центре комнаты бутылку, а затем вползал в нее.
Как ему это удавалось?
•
Известный иллюзионист Данилин абсолютно
точно предсказывал счет любого баскетбольного матча до его начала. Каким
образом?
Понятийный диктант
(«Замени одним словом»).
Учитель читает логическое определение слова, а
записать надо само понятие.
Помогает усвоить
смысл понятий, проверяет знание
терминологии по предмету.
Терминологический
диктант
•
Эффективная форма проверки усвоения терминологического
аппарата, выполняющая при этом ряд дополнительных функций: тренировку
концентрации внимания уровня развития оперативной памяти, способности
актуализировать информацию.
•
Существенное его достоинство —
экономичность во времени: на ответы по каждой теме (10 вопросов) отводится 7
минут.
•
Его особенность состоит в том, что ученику
не отводится время на раздумье — ответ должен даваться сразу после прочтения
вопроса. Таким образом, данная форма проверки направлена на выявление
актуальных знаний.
Игры со словами
•
Словесные игры расширяют кругозор,
развивают речь, приучают работать со словарями, они важны для развития логики и
мышления. Эта прекрасная тренировка памяти, внимания, комбинаторных способностей
Задачи
применения
•
В графическом редакторе нарисуй как можно
больше изображений на основе какой-либо геометрической фигуры.
Творческие
задания
•
Составь мини-рассказ на любую тему. Все
слова должны начинаться с одной буквы.
•
Создать коллаж (постер, плакат) по какой-то определенной
фразе (поговорке, крылатому выражению и пр.). Например, «Семья – семь Я», «В
здоровом теле – здоровый дух», «Красота спасет мир» и т.д. Обоснуй выбор темы и
изобразительного ряда.
•
Кроссворды.
Перевернутый класс — модель обучения, при которой учитель предоставляет материал для самостоятельного изучения дома (уровни знания и понимания), а на очном занятии проходит практическое закрепление материала” (уровни применения, анализа, синтеза и оценки).
Для изучения дома теоретического материала ученики используют видеофрагменты, подобранные учителем. При этом ученик может прослушать объяснение несколько раз, чтобы понять материал. Попутно он может обратиться к учебнику и дополнительным ресурсам. С помощью компьютерных тестов обучающийся может оценить понимание изученного материала. Работа в классе состоит в выполнении практических заданий, направленных на закрепление и развитие тех теоретических положений, которые ученики изучили дома.
Домрачева И.Н., Домрачев А.С.