"Не бойся, что не знаешь - бойся, что не учишься"

понедельник, 13 декабря 2021 г.

Приемы и методы обучения информатике

Метод обучения – это способ организации совместной деятельности учителя и учащихся по достижению целей обучения. 

Методический прием - составная часть метода обучения, его элемент, отдельный шаг в реализации метода обучения. При обучении информатике применяются, в основном, такие же методы обучения, как и для других школьных предметов, имея, однако, свою специфику.

Каждый метод обучения реализуется через сочетание определенных дидактических приемов, в различных формах и с помощью различных средств обучения.  Каждый из методов успешно решает лишь какие‐то одни определенные задачи обучения, а другие – менее успешно. Универсальных методов не существует, поэтому на уроке должны применяться разнообразные методы и их сочетание.

Многообразие методических приемов не позволяет их классифицировать, однако можно выделить приемы, которые достаточно часто используются в работе учителя информатики. Например:

  • показ (наглядного объекта в натуре, на плакате или экране компьютера, практического действия, умственного действия и др.);
  • постановка вопроса, выдача задания;
  • инструктаж;
  • творческие задания;
  • мини-проекты;
  • нестандартные задачи, вариативные задачи и др.


На уроках мы проводим ИНТРЕНИНГ – решаем задачи с неполным условием.

Задачи с неполным условием адекватно моделируют процесс исследования (задача следователя) и учат:

        задавать вопросы;

        работать с прямой и косвенной информацией;

        оптимально сужать область поиска;

        использовать несущественные на первый взгляд данные (развитие интуиции);

        осознавать одинаковую ценность как положительных, так и отрицательных ответов;

        элементам мозгового штурма.

Примеры:

        Голова как у кошки, хвост как у кошки, но не кошка. Кто это?

        Профессор Квибл прославился демонстрацией удивительного опыта: он ставил в центре комнаты бутылку, а затем вползал в нее. Как ему это удавалось?

        Известный иллюзионист Данилин абсолютно точно предсказывал счет любого баскетбольного матча до его начала. Каким образом?

Понятийный диктант  («Замени одним словом»).

Учитель читает логическое определение слова, а записать надо само понятие.

Помогает усвоить  смысл  понятий, проверяет знание терминологии по предмету.

Терминологический диктант

        Эффективная форма проверки усвоения терминологического аппарата, выполняющая при этом ряд дополнительных функций: тренировку концентрации внимания уровня развития оперативной памяти, способности актуализировать информацию.

        Существенное его достоинство — экономичность во времени: на ответы по каждой теме (10 вопросов) отводится 7 минут.

        Его особенность состоит в том, что ученику не отводится время на раздумье — ответ должен даваться сразу после прочтения вопроса. Таким образом, данная форма проверки направлена на выявление актуальных знаний.

Игры со словами

        Словесные игры расширяют кругозор, развивают речь, приучают работать со словарями, они важны для развития логики и мышления. Эта прекрасная тренировка памяти, внимания, комбинаторных  способностей

Задачи применения

        В графическом редакторе нарисуй как можно больше изображений на основе какой-либо геометрической фигуры.

Творческие задания

        Составь мини-рассказ на любую тему. Все слова должны начинаться с одной буквы.

        Создать коллаж  (постер, плакат) по какой-то определенной фразе (поговорке, крылатому выражению и пр.). Например, «Семья – семь Я», «В здоровом теле – здоровый дух», «Красота спасет мир» и т.д. Обоснуй выбор темы и изобразительного ряда.

        Кроссворды.

Перевернутый класс — модель обучения, при которой учитель предоставляет материал для самостоятельного изучения дома (уровни знания и понимания),  а на очном занятии проходит практическое закрепление материала” (уровни применения, анализа, синтеза и оценки).

Для изучения дома теоретического материала ученики используют видеофрагменты, подобранные учителем. При этом ученик может прослушать объяснение несколько раз, чтобы понять материал. Попутно он может обратиться к учебнику и дополнительным ресурсам. С помощью компьютерных тестов обучающийся может оценить понимание изученного материала. Работа в классе состоит в выполнении практических заданий, направленных на закрепление и развитие тех теоретических положений, которые ученики изучили дома.

Домрачева И.Н., Домрачев А.С.