"Не бойся, что не знаешь - бойся, что не учишься"

суббота, 15 января 2022 г.

Как развивать мышление у детей

 Интеллект человека формируется до 12 лет, и  ребенок, не приученный думать в детстве, самостоятельно, без специальной и постоянной помощи взрослых не поумнеет. Многие родители считают, что ребенок научится мыслить в школе. Конечно, школа развивает мышление. Но такая работа ведется в  общем, поскольку у учителя начальной школы это не единственная задача: он должен и воспитывать детей, и учить их конкретным навыкам (письму,  счету, чтению и т.д.). С другой стороны, в силу большой загруженности у него нет возможности заниматься каждым ребенком индивидуально.  А время, упущенное в младшем школьном возрасте, затем восполнить чрезвычайно сложно, почти невозможно.

В средней школе от детей требуется применять умение мыслить, а не развивать его, т.к.  они  очень заняты, усваивая материал многочисленных учебных  дисциплин.  В начальной школе, где предметов мало и они относительно простые, это еще можно сделать.

Ясно, что начинать заниматься развитием мышления детей  необходимо как можно раньше – в дошкольном и младшем школьном возрасте.  Но, чтобы добиться успеха, нужно, во-первых, разбираться в том, насколько хорошо умеет мыслить ребенок, а во-вторых, знать, как ему помочь. Первую задачу хорошо решает диагностическое тестирование, вторую – уроки развития (логика).

Хорошая успеваемость ученика не является критерием для оценки его мыслительных способностей, т.к. часто основой успехов в учебе является прилежание и хорошо развитая память, а не мышление.

Младший школьный возраст - это этап наиболее активного развития у человека именно мышления, а не восприятия, памяти,  речи и т.п. В это время у детей впервые возникает внутренняя интеллектуальная деятельность, они становятся способными мыслить «в уме». В частности, эта способность проявляется в том, что ребенок в своих рассуждениях начинает абстрагироваться, т.е. перестает зависеть от наглядно представленных признаков вещей.

Нужно отметить еще один характерный факт, который имеет место лишь после 6-7 лет. Он заключается в том, что ребенок становится способным пользоваться схематическим изображением предметов и вещей в тех же целях, что и самими этими предметами и вещами. Дети могут восстановить на рисунке какую-нибудь виденную ими ситуацию, включающую предметы и их перемещения относительно  друг друга (например, уличное происшествие или какую-нибудь игровую сцену и т.д.) При этом они в состоянии схематически или даже знаками обозначить сами предметы или людей, а стрелками их перемещения. Причем психологи подметили, что если 7-8 летний ребенок и не может это сделать сам, то его легко научить, в то время как научить детей меньшего возраста можно лишь с большими трудностями.

Как же можно помочь ребенку в развитии способности действовать «в уме?» Здесь можно предложить две группы методов, которые условно можно назвать общими и специфическими. К общим относятся те, что используются при выполнении заданий на любом материале, учебном или не учебном. Например, помогая детям в решении задач по математике или русскому языку  или по любому другому предмету, полезно требовать от них обязательного предварительного продумывания всего решения задачи, чтобы ребенок имел полное представление о том, сколько и какие действия нужны. Если дети справляются с задачами, которые задают на дом, имеет смысл предлагать им решать подобные задачи устно, рассуждая вслух.

Вообще, принцип «расскажи, как будешь делать, а потом делай», если его применять постоянно при выполнении учебных заданий и других поручений по дому, может сослужить хорошую службу. Конечно, родители такое воздействие должны проводить не назойливо, не в форме приказа, а лучше всего в виде игры, когда взрослый демонстрирует непонимание, а ребенок старается его рассеять, или когда предлагается вместе подумать, например, в каком порядке укладывать для поездки вещи, как разместить, почему так, а не иначе.

Под специфическими методами понимаются такие, которые можно применять только на специально разработанном материале. Это разного рода игры, требующие действий «в уме». Например, игра в анаграммы. Смысл ее в следующем. Предлагаются ребенку какие-нибудь три буквы, например, Б, З, У, для того, чтобы он сказал какое слово можно составить из этих букв. Количество букв постепенно (на одну) увеличивают, усложняя умственную работу. Хорошо также меняться ролями: пусть ребенок загадывает слова, предъявляя в произвольном порядке составляющие их буквы. Вся игра ведется устно, ничего не записывая, поэтому все поиски и комбинации возможных буквосочетаний осуществляются «в уме».

Другая игра тоже со словами. Говорите ребенку какое-нибудь небольшое слово,  например, нос, и требуйте от него прочесть мысленно это слово наоборот и сказать вам. Можно предлагать известное слово, но уже читая его наоборот.

Интересна игра «Быки и коровы». Договариваетесь с ребенком о каких-нибудь четырех предметах (буквы, цифры, слова, имена и т.п.), например, тарелка, стул, вода, мяч. Далее говорите: «Я загадаю из этих предметов любые два, а ты их должен отгадать, называя лишь по два предмета». Затем игра может разворачиваться так. Ребенок: «Стул, мяч.» Взрослый: «Не угадал один предмет». Ребенок: «Стул, вода». Взрослый: «Не угадал ни одного предмета». Ребенок: «Мяч, тарелка». Взрослый: «Верно».

Это самый легкий вариант подобной игры: два предмета в любом порядке угадать из четырех. Далее игру можно усложнить по двум направлениям: по каждому в отдельности, либо по обоим одновременно. В первом случае увеличивается число предметов, из которых нужно угадать два, три и более в любом порядке. Во втором случае вводят еще одно ограничение: порядок предметов. В приведенном примере взрослый мог бы загадать «Тарелка, мяч», и тогда он сказал бы ребенку: «предметы угаданы, но не угаданы их места». Правда, на последней стадии, когда уже найдены нужные предметы, такое ограничение не сильно осложняет игру. Куда большее значение оно имеет вначале. И наконец, соединяя оба варианта усложнения, можно давать более трудные задания. Эту игру также нужно проводить устно, вслух и меняться с ребенком ролями.

Подобных игр можно придумать и подобрать много. Главное, нужно иметь в виду, что умственные действия развиваются только в том случае, если человеку приходиться действовать «в уме» и никак нельзя иначе. А это трудно, и не всем детям понравится. Причем не понравится именно тем, у кого навыки мышления развиты плохо, кто привык сначала что-то сделать руками, а потом думать. Поэтому, помогая детям, родители должны набраться выдержки, такта, благожелательности, иначе вместо пользы мы получим только упрямство – реакцию людей слабых духом. Наша же общая задача воспитать целеустремленного и творческого человека.

Домрачева И.Н.