"Не бойся, что не знаешь - бойся, что не учишься"

среда, 8 декабря 2021 г.

Современный урок с инструментами Microsoft Office 365

Быстрое начало работы, простое администрирование, совместимость с образовательными платформами, интуитивно-понятный интерфейс, безопасность, конфиденциальность и самые свежие версии программного обеспечения, классические приложения для редактирования документов, таблиц и презентаций в интернет-браузере, звонки, собрания, корпоративная почта, хранение документов и совместная работа – все это возможности, предоставляемые пакетом Microsoft Office 365 Education, являющимся бесплатным для образовательных учреждений. Обязательными условиями использования Office 365 являются регистрация на сайте www.office.com/getOffice365 и проверка "на соответствие требованиям", которая подтвердит, что зарегистрированный пользователь действительно является участником образовательного процесса.

Существуют разные условия предоставления сервисов, различный набор функций и служб, но даже в базовом (бесплатном) тарифном плане есть более 25 инструментов – очень полезных и удобных приложений для всех участников образовательного процесса. Такие как виртуальная доска, планировщик событий, электронные домашние задания, тесты, опросы, доска объявлений, удобные и безопасные сообщества внутри организации и др.

Область применения сервисов Office 365 также очень велика: в учебном процессе и административной работе, для коммуникации и организации дистанционного взаимодействия и обучения, в том числе детей с особыми образовательными потребностями, для реализации внутришкольных проектов и индивидуальных программ, организации личного безопасного информационного пространства. Результатом данного взаимодействия является:

· освоение обучающимися важных ключевых компетенций: формирование и развитие теоретического мышления, навыков переработки информации, критического и творческого мышления, регулятивных умений;
· общее структурированное и систематизированное хранилище данных: рабочие программы, конспекты уроков, дидактические и методические материалы, презентации, видеоролики и пр., что необходимо учителю для проведения урока и организации работы учащихся. Доступ к материалам имеют учителя гимназии с любого устройства, имеющего выход в Интернет;
· совместная работа над документами, например, отчет по выполнению программы и корректировка планирования; патронажный журнал; единая база учащихся; подготовка проектов, печатных материалов, справок и др. документов;
· оперативное и эффективное взаимодействие между обучающимися, учителями, родителями; возможность индивидуальной работы и группового взаимодействия;
· организация сетевого класса.

После получения лицензии на MS Office 365 администратор заполняет необходимые формы, заносит или экспортирует базу учащихся и учителей, создает команды и аккаунты пользователей, каналы. Учителя-предметники размещают на своем канале для каждой команды–класса материалы для изучения и работы: домашнее и практические задания, учебные и видео материалы, ссылки на ресурсы. Учитель может задавать задания для выполнения в бумажном и электронном виде, результаты работы учащихся он может просмотреть и оценить в своем электронном кабинете. Сетевой класс позволяет осуществлять демонстрацию материалов, групповое обсуждение вопросов, индивидуальные консультации, выполнять практические задания, обучать других, непосредственно применяя полученные знания на практике; контролировать выполнение работ.

Рассмотрим подробнее инструменты MS Office 365. Конечно, в первую очередь, это классические офисные онлайн-приложения: Word,  Excel, PowerPoint, плюс дополнительные облачные сервисы, такие как OneDrive – облачное хранилище данных.

Записная книжка OneNote – мультиформатный инструмент для хранения разнообразной информации: текстов, таблиц, видеороликов, ссылок,  изображений. Приложение обладает уникальными функциями, типа распознавания рукописного ввода математических формул.  Для каждого канала существует своя записная книжка.

Microsoft Teams позволяет работать в двух режимах: синхронном и асинхронном. Синхронный режим позволяет переписываться в чатах, обмениваться звонками, планировать собрания в календаре, проводить их, записывать и сохранять видеозапись. Все это в любом месте с любого устройства.

Асинхронный режим - совместная работа в командах (классах), каналах (по предметам): командная работа, создаю, редактирую, подбираю  информацию, публикую, делюсь, сохраняю, задаю задания, проверяю, выставляю оценки.

С помощью приложения Microsoft Teams просто и удобно проводить в дистанционном режиме педагогические советы и родительские собрания с возможностью регистрации на мероприятие,  общения в чате и в голосовом режиме, проведения быстрых опросов, демонстрации экрана, организации переговорных комнат. Мероприятие можно запланировать в Календаре, добавить участников и название встречи, назначить дату и время, длительность мероприятия, настроить параметры собрания, сохранить и опубликовать ссылку, при этом отсутствует ограничение по времени. По ссылкам можно ознакомиться с подробными пошаговыми инструкциями по проведению собраний: https://aka.ms/pedsovet, https://aka.ms/Rodsobr

Для  организации групповых занятий очень удобно использовать переговорные комнаты, для чего их необходимо создать в запланированном собрании. Когда начнется мероприятие, всех пользователей можно разделить по комнатам, раздать каждой группе задание  и периодически «заглядывать» в переговорные   для проверки. Комнаты могут быть закрыты через заданный интервал времени.

OneNote и Teams позволяют организовать обучение в режиме перевернутый класс, т.е. размещать материалы и ссылки на разнообразные материалы для самостоятельного изучения  и выполнения учащимися, раздавать индивидуальные задания в зависимости от цели и задач урока.

Еще одна активность в плане подготовки к уроку – это сбор домашних заданий предыдущего урока с помощью инструментов OneNote или Teams. Самый простой, но не самый удобный способ – это отправка файлов в специальную вкладку на канале, или сбор ссылок на файлы, если обучающиеся размещают их в облачном хранилище OneDrive. В Teams все просто: открываем нужное задание и видим: кто просматривал задание, кто сдал и когда. Во вкладке Возвращено можно открыть работу ученика и проверить её, написать замечание или отзыв, вернуть на доработку. Если за работу была предусмотрена оценка, то автоматически формируется файл со всей статистической информацией: оценка, правильные и неверно выполненные задания, время и пр.

В Teams для образования доступно приложение Задание, которое позволяет создавать задания 2 типов: задание на основе свободного задания и задание на основе теста. Задание на основе теста создается с помощью инструмента Forms, т.е. работает связка из трех инструментов – teams, forms и задание. Отличие теста от опросника заключается лишь в том, что за тест ставится оценка, причем систему оценивания можно установить свою.

При создании задания на основе задания также используется связка из трех сервисов – Teams, задание, записная книжка класса. Выбираем инструмент Задание и заполняем поля: заголовок, категория, инструкция. В инструкции можно разместить письменные пояснения, ссылки на ресурсы, алгоритм действий; можно вложить документы разных форматов, создать документ word и excel, презентацию, страницу записной книжки, видео, виртуальную доску, прикрепить приложение. Есть возможность настроить дополнительные параметры: добавить критерии оценивания,  назначить время публикации, срок выполнения и целевую аудитория. Учитель может разместить, например, текст, с которым учащиеся могут работать непосредственно с помощью инструментов записной книжки, т.е. делать пометки, вносить правки, выбирать ответ и прочее, а затем свой вариант вернуть преподавателю.  Этот текст учитель может проверить, тут же внести свои поправки и вернуть ученику на доработку. Оценки за выполненные работы можно просмотреть во вкладке Возвращено, в Excel.

При проведении онлайн-собраний необходимо иметь обратную связь с участниками, у которых есть всегда доступная функция Живая реакция, такая как, поднять палец вверх, показать сердечко и др. При этом на аватаре участника в зале собраний появляется эта реакция. Функция поднятой руки выделяет аватар участника желтым цветом, позволяет провести перекличку, задать вопрос. В чатах можно проводить небольшие опросы или голосование: открываем чат, нажимаем на три точки и выбираем forms, набираем вопрос, варианты ответа и отправляем в чат. Этот инструмент также позволяет проверять активность на уроке и держать учащихся в «тонусе».

Уроки (собрания) можно записывать, для чего в Дополнительных действиях включить опцию Начать запись.

В MS Teams есть функция Демонстрация экрана, кнопка которой находится около кнопки Выйти. В выпадающем меню необходимо установить галочку Звук компьютера, выбрать режим демонстрации: весь экран, конкретное окно,  режим выступающего: презентация за спиной, сбоку, за кадром.  Здесь же можно подключить виртуальную доску. Есть возможность демонстрировать презентацию и одновременно просматривать чат. Открыть презентацию в PowerPoint Live, которую нужно заранее загрузить в MS Teams, она открывается прямо в окне приложения. Презентация загружается сразу в режиме демонстрации, т.е. ей можно управлять. Если есть заметки, то можно читать текст, настраивая его размер под себя, пользоваться лазерной указкой, выбрать фломастер и рисовать прямо на слайде, подкрасить, стереть. Ученик может самостоятельно в индивидуальном темпе, независимо от докладчика, изучать презентацию, у него есть кнопки Вперед и Назад, но можно запретить данную функцию. Есть кнопка Синхронизироваться с выступающим. В итоге, на одном экране будет видна презентация, подстрочный текст, можно просмотреть список участников, ответить на вопросы в чате.

После завершения собрания в MS Teams организатора собрания, в разделе Чаты автоматически создается чат собрания. В чате видно, когда и какой пользователь присоединился к собранию, когда его покинул, можно посмотреть отчет об участии, когда началась запись, результаты опроса и сам опрос, видеозапись собрания, т.е. все материалы собрания сохраняются в чате и не удаляются. Интересная функция Отчет об участии, открывается через Excel,  и предоставляет всю необходимую статистическую информацию. Кроме того можно работать с чатом в асинхронном режиме, продолжать его, наполнять и использовать в дальнейшей работе.

Microsoft Forms - приложение для быстрого создания анкет, опросников,  тестов с возможностью автоматической проверки и обработки результатов.   В вопросы можно вставлять рисунки, файлы мультимедиа. Предусмотрены разнообразные формы ответов: одиночный или множественный выбор, ввод текста, рейтинг, шкала Ликерта и др. Результаты опросов, анкет оформляются в красочной наглядной форме в виде графиков, диаграмм. Работа с сервисом очень проста и интуитивно понятна. Ссылку на форму можно разместить прямо в чате канала, просмотреть результаты можно на другом канале.

Цифровые холсты (виртуальная доска)  для совместной работы помогут продуктивно проводить собрания и сделают обучение более наглядным. Электронная цифровая доска Microsoft Whiteboard chat for Edu позволяет работать мышкой или пером, помогает записать и упорядочить идеи еще быстрее. Шаблоны, заметки, наклейки, рисование от руки и другие интуитивные функции открывают широчайшие возможности для поиска идей творческими способами. А безграничный холст позволит команде расположиться на разных участках, чтобы у каждого было свое пространство для работы.

Итак, инструменты MS Office 365 являются отличными помощниками при организации и проведении современного урока. На базе Teams можно проводить гибридные уроки, вариантов которых очень много, все зависит  лишь от аппаратных устройств, которые есть в распоряжении  учителя.

Заметим также, что перед уроком необходимо проверять работу всех приложений и устройств. При проведении урока у учителя всегда должен быть запасной вариант, на случай отказа техники, сети.

Домрачева И.Н., Домрачев А.С.