"Не бойся, что не знаешь - бойся, что не учишься"

суббота, 19 марта 2022 г.

ИКТ как средство формирования функциональной грамотности учащихся

ИКТ как средство формирования функциональной грамотности учащихся

Домрачева Ирина Николаевна, Домрачев Александр Сергеевич,

г.Казань, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №75»

 

Современное образование во всем мире ориентировано на развитие личности учащегося, достижение им образовательных результатов, необходимых для его социализации, профессионального и личностного самоопределения, готовности к продолжению образования, то есть на первый план выдвигается задача формирования личностных качеств, наиболее значимых для общества и рынка труда, таких как самоорганизация, умение работать самостоятельно и в группе, критическое мышление и оценка, инициативность,  креативность и др..  Результаты образования должны быть выражены не только в предметном формате, но и иметь характер универсальных (метапредметных) умений, обеспечивающих общекультурную направленность общего образования, универсализацию и интеграцию знаний и представлений.

Качество образовательных результатов современного школьника оценивается через его функциональную грамотность - способность вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней, то есть уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде.

В структуру функциональной грамотности входят:

·       познавательная база, представляющая собой органическое единство предметных, межпредметных, интегративных знаний, умений и навыков, которые обеспечивают понимание и выполнение определенных правил, норм и инструкций;

·       образовательное пространство, представляющее осваиваемую учащимися совокупность источников информации о сущности функциональных проблем и способов их решения;

·       методы решения функциональных проблем, которые активно востребуются обучаемыми в процессе деятельности.

При этом системообразующим компонентом в структуре функциональной грамотности является осознание обучаемым значимости решаемой проблемы для себя. В настоящее время вновь актуализируется идея о том, что процесс обучения протекает внутри собственной, личной деятельности учащегося и только на основе формирования конкретных видов деятельности, у него возникают и развиваются определенные психические способности, умения и действия (Л.С. Выготский, 2005).

Знания и опыт человека  формируются и проявляются в  деятельности,  что повлекло  акцент на  создание соответствующих педагогических условий для  самостоятельной познавательной деятельности обучающихся, массовое внедрение проблемного обучения и проектного метода,    групповой и коллективной работы на уроке,  использование  электронных образовательных ресурсов, технических средств, технологий дистанционного обучения и образования.

Поэтому возникает потребность в изменении  педагогической практики, ориентации ее не на воспроизведение  знаний, а на самостоятельный поиск, использование современных технологий и инструментов, в том числе информационных, цифровых, формирующих опыт эффективного мышления и продуктивной деятельности.

ИКТ-средства часто являются ключевым инструментом процесса обучения. Сделать уроки интереснее и повысить эффективность обучения с помощью ИКТ можно разными способами:  подготовить разнообразные материалы и предоставить к ним доступ; записывать опыты на видео и повторно их показывать, чтобы пошагово объяснить происходящее; проводить тренинги, тестирование и мониторинги учащихся; использовать имитационные и информационные модели; сделать обучение более доступным для учеников с ограниченными возможностями; организовать проектно-исследовательскую деятельность обучающихся и др.

Очень важно правильно выбрать из огромного многообразия программных продуктов подходящие ИКТ-ресурсы. Например, для эффективной работы учитель может использовать электронную почту, табличные и текстовые редакторы, облачные сервисы.  Для организации проектно-исследовательской деятельности обучающиеся и преподаватели могут использовать программные средства для работы с графикой, музыкой, видео, анимацией. Инструменты для общения: блоги, подкасты, соцсети и интернет-сообщества позволяют организовать совместную работу участников образовательного процесса и дистанционное обучение. Инструменты для исследования - поисковые системы, онлайн-словари, поддерживают развитие у обучающихся навыков исследования и критического мышления.

Существуют различные формы организации работы: индивидуальная и групповая работа, сетевое взаимодействие.  Обучение становится гораздо эффективнее, когда ребята делятся идеями и задачами, совместно приобретают знания и учатся друг у друга. Средства для совместной работы также разнообразны: чаты, видеоконференции, WhatsApp, Telegram, MS Teams, совместное редактирование  информационных продуктов, блоги,  обмен файлами, wiki.

Современные мультимедийные технологии универсальны, позволяют реализовать деятельностный подход в обучении и получить профессиональные навыки, представить серьезный материал в доступной, наглядной форме, непосредственно воздействуют  на эмоциональную и чувственную сферу человека,  предоставляют учащимся возможность самореализации в различных видах творчества, являются эффективным и действенным инструментом воспитания учащихся и формирования целостного мировоззрения для достижения метапредметных результатов.

 

В настоящее время широкое распространение получили так называемые облачные технологии, суть которых заключается в предоставлении пользователям удаленного доступа к услугам, вычислительным ресурсам и приложениям через Интернет. Как пример использования облачных технологий в образовании, можно назвать электронные дневники и журналы, личные кабинеты для учеников и преподавателей, интерактивные приемные, тематические форумы, работу с поисковыми системами.

Корпорация Google разрабатывает и предоставляет множество бесплатных приложений и сервисов, доступ к которым возможен в окне любого браузера при наличии подключения к Интернету. Для образовательных целей разработан Google Apps Education Edition – Web-приложения на основе облачных вычислений, предоставляющие учащимся и преподавателям учебных заведений инструменты, необходимые для эффективного общения и совместной работы.

Основные преимущества использования Google Apps Education Edition в образовании с точки зрения пользователя:

                  минимальные требования к аппаратному обеспечению (обязательное условие – наличие доступа в Интернет);

                  облачные технологии не требуют затрат на приобретение и обслуживание специального программного обеспечения (доступ к приложениям можно получить через окно веб-браузера);

                  Google Apps поддерживают все операционные системы и клиентские программы, используемые обучающимися и учебными заведениями;

                  работа с документами возможна с помощью любого мобильного устройства, поддерживающего работу в Интернете;

                  все инструменты Google Apps Education Edition и MS Office 365 для образовательных учреждений - бесплатны.

Современные информационные технологии позволяют учащимся и преподавателям использовать для общения и работы несколько устройств: ноутбуки, компьютеры, смартфоны, мобильные телефоны и т.д. Инструменты Google Apps поддерживаются самыми разными устройствами, поэтому являются общедоступной и универсальной IT-технологией для работы в образовательной среде.

Групповые проекты немыслимы без тесного взаимодействия между участниками проекта. Средства для совместной работы разнообразны: чаты, видеоконференции, sms-сообщения, коллективная работа над общим продуктом, функция контроля версий документа, блоги, подкасты, обмен файлами, wiki.

В своей работе мы часто обращаемся к следующим сервисам Google:

          Google ArtProject – интерактивно-представленные популярные музеи мира – актуальный ресурс для поиска нужной информации.

          Google Calendar – онлайновый календарь, который дает возможность справляться с повседневными делами, планировать работу, и, по сути, является online-ежедневником учителя и обучающихся.

          Google Docs – онлайновый офис, предназначенный для совместной работы над документами, проектами, контроля версий документов и пр.

          Gmail – бесплатная электронная почта для оперативного обмена информацией, пересылки документов, архивов.

          Google Sites – бесплатный хостинг, использующий вики-технологию.  Быстрое создание страницы, настраиваемый вид и функции, настройки доступа и совместного использования информации – неоспоримые достоинства данного сервиса.

          Google SketchUp – программа для моделирования относительно простых трёхмерных объектов, которую можно использовать для создания различных информационных моделей.

          YouTube – видеохостинг, на котором размещено огромное количество обучающих, познавательных видеороликов.

          Blogspot.ru – сетевой журнал, веб-ресурс мы используем для создания электронного дневника класса, на страницах которого размещаются новости из жизни класса, поздравления, происходит общение с родителями и пр. Первоначально блог мы вели самостоятельно, в дальнейшем, стали приобщать самих ребят. Кроме того, блог можно использовать для организации обучающей, развивающей и познавательной среды обучающихся. Сервисы Google и Microsoft Office позволяют создавать интерактивные рабочие листы, таблицы, презентации, онлайн-тесты, опросники и работать с ними совместно.

Новая объектно-ориентированная, свободно распространяемая среда программирования Скретч, позволяющая играть с различными объектами, видоизменять их, перемещать их по экрану, устанавливать формы взаимодействия между объектами подходит для создания собственных анимированных и интерактивных историй, квестов, фильмов, тестов, игр, реализации разнообразных проектов, которыми можно обмениваться внутри международной среды, которая постепенно формируется в сети Интернет. Эта новая технологическая среда позволяет освоить азы программирования и выразить себя в компьютерном творчестве. Создание проектов в среде Скретч позволяет учащимся развить творческое мышление, системный анализ, беглое использование технологий, навыки проектирования, а учителю – реализовать интегрированное обучение и решать воспитательные задачи.

В данной среде нашими ребятами был создан анимационный ролик «Спасем леса от пожаров», направленный на формирование экологической культуры. Ролик размещен в сети и доступен для просмотра.

Web-технологии позволяют создавать мультимедийные продукты в виде web-сайтов и подходят для реализации творческих проектов. Нашими учениками были разработаны, созданы и опубликованы в сети сайты, представляющие результаты их исследований, такие как: «Экологические проблемы в фильмах-катастрофах», «Зеленый мир Московского района», «Вирусы: компьютерные и биологические», «Виртуальный музей Великой Отечественной войны», «Развитие математики на Руси», «Гипотезы происхождения жизни на Земле» и другие.

В рамках работы над проектами осуществляется метапредметной обучение, в результате которого обучающиеся осваивают следующие ключевые компетенции: формирование и развитие теоретического, критического и творческого мышления, навыков переработки информации, регулятивных умений.

Корпорация Microsoft предоставила бесплатный доступ к пакету Office 365 ученикам, учителям, студентам и преподавателям образовательных учреждений по всему миру. Данный пакет объединяет комплект Microsoft Office с облачными версиями следующего поколения коммуникаций и совместной работы служб корпорации Майкрософт и включает в себя программы Word, Excel, PowerPoint, OneNote, Outlook, Access и Publisher. Обязательными условиями использования являются регистрация на сайте www.office.com/getOffice365 и проверка "на соответствие требованиям", которая подтвердит, что зарегистрированный пользователь действительно является участником образовательного процесса.

Пакет можно установить на настольный компьютер, ноутбук, планшет, мобильные устройства с любой операционной системой.

Средства MS Office 365 позволяют организовать дистанционное разноуровневое обучение в группах, классах и индивидуально, создать единую общешкольную информационную систему взаимодействия всех участников образовательного процесса, совместную работу по редактированию документов и созданию различных проектов, в рамках работы над которыми осуществляется метапредметное и межпредметное обучение. Результатом данного взаимодействия является освоение важных ключевых компетенций: формирование и развитие теоретического мышления, навыков переработки информации, критического и творческого мышления, регулятивных умений.

В заключение хотелось бы отметить, что при интенсивном использовании сетевых сервисов огромная нагрузка ложится на преподавателя. Он должен отвечать на большое число вопросов, отслеживать электронную почту, проверять версии документов, оперативно реагировать на сообщения в чатах, на форумах, направлять дискуссию и держать ее в заданных рамках, а при необходимости отключать от дискуссии «нарушителей конвенции», так как именно на преподавателя ложатся функции модератора и администратора ресурса. Но все эти трудности с лихвой окупаются результатами работы детей.

Возможна и реализация средств оперативного взаимодействия на базе Web-приложений, когда пользователи общаются друг с другом не через специальную клиентскую программу, а с помощью браузера, такие средства называются чатами.

Использование представленных выше технологий упрощает и делает работу учителя более эффективной и интересной, повышает мотивацию к обучению, способствует развитию и расширению творческого потенциала как преподавателей, так и обучающихся, позволяет организовать индивидуальное и дифференцированное обучение, заинтересовать обучающихся новыми технологиями, проектной и исследовательской деятельностью.  Данные технологии очень интересны, доступны, просты в освоении и могут быть использованы в любой предметной области для решения как учебных, воспитательных, развивающих, обучающих задач.

Каждый ребенок по-своему талантлив, необходимо вовремя определить, развить и направить его способности в нужное русло, а это – одна из главных задач преподавателя.

В заключение хотим порекомендовать некоторые интересные как для учителя, так и для учащихся Интернет-ресурсы.